Маленький манипулятор: распознать и «обезвредить»
Пожалуй, нет родителей, которые ни разу не сталкивались с манипуляциями со стороны своего ребёнка. Прилюдные истерики, торговля («я это сделаю, если что-то за это получу»), симуляция болезни, ложь, утаивание, уход от просьб – всё это знакомые многим виды детских манипуляций. И тут стоит задуматься: ведь дети обычно берут пример со взрослых, и возможно, причина такого поведения кроется в нас самих?
Что такое манипуляция?
Манипуляция – это воздействие на психику и поведение других людей с целью добиться желаемого в одностороннем порядке. Как правило, манипулятивное поведение у совсем маленьких детей носит бессознательный характер. Один раз получив желаемое, малыш начинает совершать те же действия снова и снова, проверяя родителей «на прочность».
Другое дело – манипуляции в более старшем возрасте, когда ребёнок осознанно копирует поведение взрослых, других детей, персонажей из сказок и мультфильмов и т.д.
Какие бывают манипуляции?
Психологи различают более 150 разновидностей детских манипуляций. Поговорим о некоторых из них.
Манипуляция чувством вины
Довольно часто родители слышат от детей: «Ты плохая/плохой», «Ты мне всегда всё запрещаешь», «У Пети последняя модель айфона, а у меня нет». Подобные фразы ребёнка формируют у взрослых токсичное чувство вины, особенно если они накладываются на неуверенность в себе и низкую самооценку. Ведь так хочется соответствовать образу идеального родителя. В таких случаях желательно не зацикливаться на своём «несовершенстве» и постараться придерживаться только тех правил и ценностей, которые важны вам самим.
Демонстративные отказы и уходы от просьб
Бывает, что ребёнок отказывается делать то, о чём просят его родители. Он может делать вид, что не слышит, говорить, что это ему не интересно или что он не в состоянии это выполнить. Как правило, в такие моменты взрослых охватывает чувство бессилия. Получив несколько раз отказ, родители в конце концов предпочитают сделать всё за ребёнка. И это неправильно – ведь со временем у него пропадёт желание что-то делать не только для других, но и для себя. Как следствие – могут возникнуть тревожные расстройства, развиться депрессия, социофобия и т.д.
Вызывание чувства жалости
Дети часто притворяются беспомощными, чтобы побудить родителей к определённым действиям. Такое поведение особенно характерно для младших школьников и подростков. Ребёнок может жаловаться на конфликт с учителем, на плохие отношения с одноклассниками, на то, что у него что-то не получается и даже на плохую погоду. Первая реакция родителя – пожалеть и оградить любимое чадо от любых неприятностей. Конечно, можно выразить сочувствие, когда такое происходит в первый раз. Однако если ситуация повторяется, и родитель, вместо того, чтобы искать выход, продолжает жалеть ребёнка, ни к чему хорошему это не приводит. Человек, не привыкший с детства справляться с трудностями, продолжает «пасовать» перед обстоятельствами и во взрослом возрасте.
Манипуляции путём сравнения
Дети нередко прибегают к обидным сравнениям не в пользу своих родителей. Так, например, в устах ребёнка самой лучшей оказывается бабушка, которая всё ему разрешает – есть чипсы, пить газировку, играть целый день на планшете. Вместо бабушки может упоминаться любой другой родственник, сравнение с которым наверняка будет неприятно кому-то из родителей. Такая манипуляция, во-первых, сильно уязвляет тех, кому это адресуется, вызывая злобу и бессилие, а во-вторых, может внести серьёзный разлад в отношения между родными людьми.
Манипуляции путём «перевода стрелок» на родителей
Довольно часто ребёнок, совершая какой-то неприглядный поступок, оправдывается перед родителями тем, что берёт с них же пример. Это, конечно, манипуляция, но в данном случае взрослым всё-таки стоит проследить и за собственным поведением. Ведь мы тоже далеко не идеальны: бывает, и обманываем, и не держим обещания, и манипулируем, и используем неподобающие выражения. Вполне закономерно, что ребёнок всё это впитывает, а затем выдаёт «результат».
Часто взрослые не осознают, что являются жертвами манипулятивного поведения своих детей, активно потакая их капризам и желаниям. Но ведь если человеку с детства удаётся заставлять людей «плясать под свою дудку», он и во взрослом возрасте продолжит оттачивать свои навыки манипулятора. У такого человека формируются нездоровые установки, мешающие выстраивать нормальные отношения с социумом, что в итоге может обернуться серьёзными психоэмоциональными проблемами. Вот почему родителям так важно научиться выявлять и пресекать детские манипуляции.
А ещё взрослым стоит донести до ребёнка мысль, что мир не вертится вокруг него, что есть другие люди со своими чувствами и желаниями, с которыми тоже нужно считаться. Осознание этого факта поможет ребёнку научиться жить в гармонии с окружающими и добиваться поставленных целей, не прибегая к манипуляциям.
в соответствии с рекомендациями Минздрава