Дизартрия у детей

Лечением данного заболевания занимается логопед-дефектолог

Общая информация

Дизартрия – это тяжелое расстройство речи, при котором она становится нечленораздельной и невнятной. Состояние обычно связано с поражением нервной системы и требует полноценного обследования с последующей комплексной коррекцией, которая включает как медикаментозные и физиотерапевтические методики, так и занятия с логопедом.

Локализация патологического процесса, приводящая к дизартрии у детей, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:

  • ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.; 
  • проводящие пути между корой и церебральными ядрами; 
  • подкорковые центры; 
  • мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему; 
  • кора головного мозга.

Диагностику проводят одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).

Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.

Классификация

Существует несколько вариантов классификации детской дизартрии. Наиболее распространенная из них связана с локализацией патологического очага, влияющего на работу речевого центра. Выделяют следующие формы заболевания:

  • псевдобульбарная (встречается наиболее часто);
  • бульбарная;
  • экстрапирамидная (подкорковая);
  • мозжечковая;
  • корковая.

В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:

  • стертая: характеризуется минимальными расстройствами произношения;
  • средней степени: выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;
  • анартрия: полное отсутствие речи или отдельные звуки.

Симптомы дизартрии у детей

Патогенетические механизмы развития дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой.

Сопутствующие признаки дизартрии у детей связаны с нарушением иннервации мускулатуры, отвечающей за произношение звуков. В зависимости от типа нарушения, симптомы несколько различаются.

  • Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
  • Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (становится гнусавым).

При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.

Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух. Это приводит к несформированности словарного запаса и невозможности грамматически правильно построить предложение. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию речевых расстройств.

Причины возникновения дизартрии у детей

Среди наиболее частых причин развития дизартрии у детей выделяют:

  • токсикозы;
  • антенатальная гипоксия;
  • иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
  • хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
  • осложненное течение родов;
  • родовые травмы;
  • роды раньше 37 недель;
  • асфиксия.

Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.

Помимо этого, дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.

Осложнения дизартрии

Главное последствие дизартрии – это задержка психического развития детей, а также снижение их умственных способностей, затруднение обучения в школе. Нередко после начала учебы проявляются и другие дефекты со сходными механизмами развития: дисграфия, дискалькулия, дислексия. В связи с этим у ребенка может развиться комплекс неполноценности.

Диагностика дизартрии у детей

Дизартрия у детей – это такое нарушение, которое нередко сопровождается другими неврологическими симптомами и расстройствами, так что ребенка должны в обязательном порядке обследовать не только логопеды, но и неврологи.

Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография.

Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:

  • развитие мимической и речевой мускулатуры;
  • объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
  • характер дыхания и др.

Речевые параметры оценки:

  • произносительная речь;
  • синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
  • правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.
Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.

Экспертное мнение врача

Дизартрия почти всегда протекает тяжело, с сопутствующими комплексными нарушениями устной и письменной речи, нередко в сочетании с неврологическими расстройствами. Коррекция патологии должна проводиться совместно с участием всех необходимых специалистов: неврологов, логопедов-дефектологов, нейрохирургов, педиатров. Чем раньше будет проведена диагностика, тем быстрее врачи приступят к лечению, и тем лучше будет результат. Родителям нужно понять, что терапия речевых расстройств такого типа требует времени и максимального участия старших членов семьи ребенка.

Тренировки и упражнения важно выполнять не только на приеме у специалиста, но и в домашних условиях. Залог успеха – терпение родителей. Только систематические занятия, моральная поддержка и следование врачебным рекомендациям помогут справиться с патологией.


Прохорова Марина Юрьевна
Детский травматолог-ортопед, к.м.н.

Лечение дизартрии у детей

Лечение дизартрии у детей зависит от выраженности симптомов, причины заболевания и локализации патологического очага. Вне зависимости от формы расстройства терапия включает два базовых направления: терапевтическое (неврологическое) и логопедическое.

Невролог проводит терапию основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Для этого могут назначаться сосудистые препараты, ноотропы, витамины и другие. При наличии опухоли мозга, сдавливающей речевой центр, показано удаление (на этом этапе присоединяется нейрохирург).

Логопедические методы работы с ребенком, страдающим дизартрией, включают:

  • стабилизацию тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию: логопедический массаж, тейпирование, речевая гимнастики;
  • упражнения, направленные на развитие моторики: ритмика, пальчиковая гимнастика и т.п.;
  • тренировка контроля дыхания и владения голосом;
  • постановка звуков;
  • развитие лексического запаса и т.п.

На коррекцию нарушений требуется большое количество времени. Важно помнить, что лечить дизартрию у ребенка должны как врачи и логопеды, так и родители. Регулярные тренировки и занятия в домашних условиях также способствуют скорейшему восстановлению речевых функций. 

В достижении желаемых результатов большое значение играет как можно ранее начало терапии, усердие родителей и самого пациента. Специалисты должны строить программу работы с ребенком таким образом, чтобы мотивация к достижению цели не пропадала ни на одном этапе, а только возрастала. Это и высокий профессионализм логопедов, неврологов и других участвующих врачей позволяют добиваться высоких результатов и восстанавливать внятность речи.

Прогноз и профилактика

Результат лечения зависит от вида нарушения и его степени. Важное значение имеет регулярность занятий. Только постоянные тренировки и доскональное выполнение рекомендаций врача позволит полностью или частично справиться с проблемой. Если речь идет о тяжелой инвалидности, при которой дизартрия возникла на фоне других патологий, вероятность успешной коррекции значительно снижается.

Профилактика заболевания включает общие мероприятия: снижение риска травм, здоровый образ жизни во время беременности и т.п.

Вопросы и ответы

Логопед посоветовал записать дочь с дизартрией на танцы. Зачем?

Ритмические упражнения под музыку помогут ребенку развить координацию, улучшить ориентирование в пространстве, укрепить нервную систему, что благотворно повлияет на психические функции. Кроме того, ребенок будет физически развиваться, совершенствовать навыки внимания, концентрации, постоянно взаимодействовать с другими ребятами, что поспособствует нормализации речи.

Передается ли дизартрия по наследству?

В некоторых случаях да. Речь идет о ситуациях, когда у родителей имеются генетические заболевания нервно-мышечной системы, которые могут привести к расстройству психической деятельности.

Источники

Жулина Елена Викторовна, Ладина Яна Олеговна Дизартрия. Значение логопедического массажа в коррекции дизартрии старшего дошкольного возраста 5-6 лет // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3.

Кириллова В.П., Капустин А.В., Дубровская Т.В., Мастеркова Т.Т., Зотова С.А. Возможности физиотерапии при нарушении речи у детей // Рос вестн перинатол и педиат. 2017. №4.

Котов С.В. Основы клинической неврологии. — М.: Гэотар-Медиа, 2014.

Приходько Оксана Георгиевна. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста // Специальное образование. 2010. №2.

Приходько Оксана Георгиевна. Логопедическое обследование детей с нарушениями речи // Специальное образование. 2010. №3.

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава