Дизартрия у детей
Общая информация
Дизартрия – это тяжелое расстройство речи, при котором она становится нечленораздельной и невнятной. Состояние обычно связано с поражением нервной системы и требует полноценного обследования с последующей комплексной коррекцией, которая включает как медикаментозные и физиотерапевтические методики, так и занятия с логопедом.
Локализация патологического процесса, приводящая к дизартрии у детей, может развиваться на разных уровнях нервной системы, ответственных за формирование звуков, логическую стройность рассказа:
- ядра черепных нервов, отвечающих за нервный контроль языка, губ, мягкого неба и т.д.;
- проводящие пути между корой и церебральными ядрами;
- подкорковые центры;
- мозжечок и пути, проводниковые пути от него и к нему;
- кора головного мозга.
Диагностику проводят одновременно невролог (выясняет уровень топического поражения нервной системы и характер патологического процесса) и логопед (определяет степень речевых нарушений, чтобы составить прогноз коррекции).
Лечение направлено на устранение или стабилизацию фоновой патологии, которая привела к речевым расстройствам, а также артикуляционную коррекцию.
Классификация
Существует несколько вариантов классификации детской дизартрии. Наиболее распространенная из них связана с локализацией патологического очага, влияющего на работу речевого центра. Выделяют следующие формы заболевания:
- псевдобульбарная (встречается наиболее часто);
- бульбарная;
- экстрапирамидная (подкорковая);
- мозжечковая;
- корковая.
В зависимости от степени поражения и выраженности основных симптомов выделяют следующие формы дизартрии:
- стертая: характеризуется минимальными расстройствами произношения;
- средней степени: выраженные дефекты артикуляции, невнятная речь, тихий голос;
- анартрия: полное отсутствие речи или отдельные звуки.
Симптомы дизартрии у детей
Патогенетические механизмы развития дизартрии многоплановы и связаны с неполноценной иннервацией органов, участвующих в формировании речи. Это дыхательные мышцы, мышцы губ, языка и мягкого неба, гортань и голосовые складки. Как результат – речь становится невнятной и нечеткой.
Сопутствующие признаки дизартрии у детей связаны с нарушением иннервации мускулатуры, отвечающей за произношение звуков. В зависимости от типа нарушения, симптомы несколько различаются.
- Спазм мышц. Напряжение губ, языка, лица и шеи. Губы плотно сомкнуты. Ограничение движений при произношении звуков.
- Гипотония мышц. Язык вялый, практически неподвижно лежит на дне ротовой полости. Рот полуоткрыт, т.к. губы не смыкаются. Отмечается повышенное слюноотделение. Из-за неподвижности мягкого неба голос приобретает носовой оттенок (становится гнусавым).
При дизартрии нарушается произношение практически всех звуков – как согласных, так и гласных. Ребенок смягчает твердые согласные. При произношении шипящих и свистящих звуков язык отодвигается не вперед, а в бок, задействуются межзубные промежутки.
Из-за нечленораздельности речи ребенок не может четко дифференцировать звуки на слух. Это приводит к несформированности словарного запаса и невозможности грамматически правильно построить предложение. Поэтому так важно не упустить время и как можно раньше начать коррекцию речевых расстройств.
Причины возникновения дизартрии у детей
Среди наиболее частых причин развития дизартрии у детей выделяют:
- токсикозы;
- антенатальная гипоксия;
- иммунный конфликт по системе АВО и резус-фактора;
- хронические патологии у матери, вынашивающей ребенка;
- осложненное течение родов;
- родовые травмы;
- роды раньше 37 недель;
- асфиксия.
Все эти факторы способны привести к органическому поражению головного мозга, в т.ч. центров, отвечающих за развитие речи. Одновременно с этим нередко формируется детский церебральный паралич, причем его тяжесть коррелирует с тяжестью речевых нарушений.
Помимо этого, дизартрия может развиться в раннем детстве у изначального здорового ребенка. В этом случае причины кроются в тяжелых нейроинфекциях и интоксикациях, например, угарным газом, отравлением алкоголем и т.д., а также опухолях и травмах головного мозга.
Осложнения дизартрии
Главное последствие дизартрии – это задержка психического развития детей, а также снижение их умственных способностей, затруднение обучения в школе. Нередко после начала учебы проявляются и другие дефекты со сходными механизмами развития: дисграфия, дискалькулия, дислексия. В связи с этим у ребенка может развиться комплекс неполноценности.
Диагностика дизартрии у детей
Дизартрия у детей – это такое нарушение, которое нередко сопровождается другими неврологическими симптомами и расстройствами, так что ребенка должны в обязательном порядке обследовать не только логопеды, но и неврологи.
Невролог проводит объективный осмотр, оценивает выраженность рефлексов и назначает дополнительные методы диагностики. Как правило, нейросонография – ультразвуковое обследование головного мозга, позволяющее выявлять очаговые поражения. Также может проводиться реоэнцефалография и энцефалография.
Логопедическое тестирование направлено на оценку речевых и неречевых нарушений. Неречевые параметры:
- развитие мимической и речевой мускулатуры;
- объем движений в височно-нижнечелюстном суставе;
- характер дыхания и др.
Речевые параметры оценки:
- произносительная речь;
- синхронность работы органов, участвующих в формировании речи;
- правильность произношения звуков, построения предложений и т.д.
Экспертное мнение врача
Дизартрия почти всегда протекает тяжело, с сопутствующими комплексными нарушениями устной и письменной речи, нередко в сочетании с неврологическими расстройствами. Коррекция патологии должна проводиться совместно с участием всех необходимых специалистов: неврологов, логопедов-дефектологов, нейрохирургов, педиатров. Чем раньше будет проведена диагностика, тем быстрее врачи приступят к лечению, и тем лучше будет результат. Родителям нужно понять, что терапия речевых расстройств такого типа требует времени и максимального участия старших членов семьи ребенка.
Тренировки и упражнения важно выполнять не только на приеме у специалиста, но и в домашних условиях. Залог успеха – терпение родителей. Только систематические занятия, моральная поддержка и следование врачебным рекомендациям помогут справиться с патологией.
Лечение дизартрии у детей
Лечение дизартрии у детей зависит от выраженности симптомов, причины заболевания и локализации патологического очага. Вне зависимости от формы расстройства терапия включает два базовых направления: терапевтическое (неврологическое) и логопедическое.
Невролог проводит терапию основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Для этого могут назначаться сосудистые препараты, ноотропы, витамины и другие. При наличии опухоли мозга, сдавливающей речевой центр, показано удаление (на этом этапе присоединяется нейрохирург).
Логопедические методы работы с ребенком, страдающим дизартрией, включают:
- стабилизацию тонуса мышц, отвечающих за артикуляцию: логопедический массаж, тейпирование, речевая гимнастики;
- упражнения, направленные на развитие моторики: ритмика, пальчиковая гимнастика и т.п.;
- тренировка контроля дыхания и владения голосом;
- постановка звуков;
- развитие лексического запаса и т.п.
На коррекцию нарушений требуется большое количество времени. Важно помнить, что лечить дизартрию у ребенка должны как врачи и логопеды, так и родители. Регулярные тренировки и занятия в домашних условиях также способствуют скорейшему восстановлению речевых функций.
В достижении желаемых результатов большое значение играет как можно ранее начало терапии, усердие родителей и самого пациента. Специалисты должны строить программу работы с ребенком таким образом, чтобы мотивация к достижению цели не пропадала ни на одном этапе, а только возрастала. Это и высокий профессионализм логопедов, неврологов и других участвующих врачей позволяют добиваться высоких результатов и восстанавливать внятность речи.
Прогноз и профилактика
Результат лечения зависит от вида нарушения и его степени. Важное значение имеет регулярность занятий. Только постоянные тренировки и доскональное выполнение рекомендаций врача позволит полностью или частично справиться с проблемой. Если речь идет о тяжелой инвалидности, при которой дизартрия возникла на фоне других патологий, вероятность успешной коррекции значительно снижается.
Профилактика заболевания включает общие мероприятия: снижение риска травм, здоровый образ жизни во время беременности и т.п.
Вопросы и ответы
Логопед посоветовал записать дочь с дизартрией на танцы. Зачем?
Ритмические упражнения под музыку помогут ребенку развить координацию, улучшить ориентирование в пространстве, укрепить нервную систему, что благотворно повлияет на психические функции. Кроме того, ребенок будет физически развиваться, совершенствовать навыки внимания, концентрации, постоянно взаимодействовать с другими ребятами, что поспособствует нормализации речи.
В некоторых случаях да. Речь идет о ситуациях, когда у родителей имеются генетические заболевания нервно-мышечной системы, которые могут привести к расстройству психической деятельности.
в соответствии с рекомендациями Минздрава