Задержка речевого развития у детей
Общая информация
Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – группа расстройств, при которых освоение навыками устной и зачастую письменной речи запаздывает по сравнению с возрастными нормами. При таком состоянии у малышей не хватает словарного запаса, они не способны к экспрессивной речи. О ЗПРР говорят, если в 2 года ребенок не произносит слов, а к 3 годам у него не сформирована связная речь.
Оценкой степени нарушений и лечением задержки психического и речевого развития у детей разного возраста занимаются детские неврологи, логопеды, дефектологи, медицинские психологи при участии педагогов и родителей.
ЗПРР – термин и понятие, находящееся на стыке детской неврологии и логопедии. Диагноз «задержка речевого развития» впервые выставляется детям младше 3–4-х лет, если малыш осваивает родной язык гораздо медленнее своих сверстников. При этом состоянии задерживается формирование всех компонентов:
- звуков, свойственных раннему детскому возрасту;
- запаса слов;
- построения грамматической конструкции;
- построения фраз;
- связной речи.
Частота подобных нарушений достигает 10%, проблема чаще возникает у мальчиков. Такая патология затормаживает и возрастное формирование психики у детей, поэтому этот диагноз обозначается как ЗПРР, что означает задержку психоречевого развития у ребенка.
Проблема с недоразвитием речи – пограничная, в лечении и реабилитации таких детей в равной мере принимают участие врачи, логопеды и медицинские психологи.
Классификация и патогенез нарушений развития речи у детей
Существует три критичных периода развития речи с точки зрения неврологии, в течение которых наиболее высока вероятность появления нарушений:
- с 1 до 2-х лет – при неблагоприятных условиях развивается алалия (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи);
- 3 года – под воздействием повреждающих факторов возникает мутизм (отказ от речевого общения) или заикание;
- С 6 до 7-ми лет – после тяжелых заболеваний возможно развитие детской афазии или утрата ранее сформированной речи.
Педагоги и логопеды в основном используют иной вариант классификации, который предусматривает выделение трех групп детей с различными нарушениями:
- в группу первого уровня входят малыши, которые не говорят вообще или произносят отдельные простые слова;
- в группу второго уровня включают ребят, которые предпочитают общаться короткими фразами с минимальным набором слов;
- в группу третьего уровня входят дети, умеющие выстраивать длинные предложения, но при этом допускающие массу разнообразных ошибок (например, путают согласование слов по падежам, окончаниям, не используют предлоги и союзы, меняют местами члены предложения, создавая неестественные конструкции и т.д.).
Развитие речи в норме
Ребенок в своем формировании проходит определенные, напрямую связанные с возрастом, этапы становления речи. Первый крик слышен в течение минуты после рождения.
На первом году жизни малыш проходит подготовительный период:
- гуление – с 1,5 до 2-х месяцев;
- лепет – с 4-5 месяцев;
- лепетные слова – с 7,5-8 месяцев;
- первые слова – у девочек с 9-10 месяцев, у мальчиков с 11 месяцев или 1 года.
В 1 год в норме малыш умеет произносить около 10 простых слов («мама, папа, дядя, баба») и отлично понимает обращенную речь. Ребенок не назовет, но может принести или показать обыденные предметы: мячик, ложку, чашку и т.д.
В полтора года или 1 год 8 месяцев происходит скачкообразное использование слов, которые находились в пассивном запасе (то есть, ребенок понимал значение, но не мог произнести). Такое событие называется «лексическим взрывом».
Скорость формирования активной речи варьирует у разных детей, но существуют конкретные ориентиры:
- в полтора года должен быть указательный жест пальцем и полное понимание обращенных слов;
- в 3 года должна быть связная речь (мы идем к бабушке, в зоопарке живет слон и подобное).
- Отклонения в ту или иную сторону допускаются небольшие: для девочек на 2-3 месяца, для мальчиков на 4-5 месяцев.
Общий словарный запас в норме составляет в 3 года от 500 до 800 слов, в 4 – от 1000 до 1500.
Причины задержки речевого развития у детей
Причины задержки развития речи у детей подразделяются на 2 большие группы: медицинские (органические) и социальные.
Органические причины
Медицинские факторы – это различные патологические процессы, затрагивающие головной мозг внутриутробно либо в раннем детстве. В эту группу входят:
- последствия внутриутробной гипоксии, тяжелых родов, асфиксии, инфекций, гипотрофии, недоношенности;
- тяжелые и/или хронические заболевания, инфекционное поражение центральной нервной системы (менингит, энцефалит);
- наследственность: если один из родителей заговорил поздно, то с большой долей вероятности то же самое будет и у ребенка;
- тугоухость: речь формируется за счет подражания, и снижение слуха становится непреодолимым препятствием.
Причинами ЗПРР у ребенка могут стать различные патологии, затрудняющие формирование артикуляционного аппарата, например, «заячья губа», «волчья пасть», недоразвитие нижней челюсти и т.д.
Социальные причины
Социальные факторы – это педагогическая запущенность, недостаток семейного общения, проживания в иноязычной среде.
Педагогическая запущенность формируется, если ребенок предоставлен сам себе, с ним никто не занимается, семейные контакты имеют формальный характер. Это «трудные» дети, которым свойственны поведенческие расстройства.
Недостаток семейного общения – патологический стереотип поведения, при котором нет прямого общения между родственниками. Не обсуждаются насущные проблемы, нет семейных праздников, устоявшихся традиций. Люди просто живут под одной крышей, не развивая духовное родство и практически не общаясь.
Смена страны проживания в раннем детском возрасте и билингвизм тоже может задерживать развитие. Если дома говорят на одном языке, а в детском коллективе и на улице – на другом, ребенку очень трудно освоить речевые навыки, почему постепенно и развивается ЗПРР.
Мешать становлению может неопределенность доминирования руки: праворукость, леворукость или амбидекстрия, что связано с преобладанием активности одного из полушарий. Если ребенок долго не может определиться, то возникает синдром задержки речевого развития.
Вредит и гиперопека: если у малыша нет необходимости говорить, поскольку все его желания предугадываются и мгновенно исполняются, то и трудиться незачем.
Симптомы задержки речевого развития у детей
Первые признаки ЗПРР, как правило, отмечают родители ребенка или люди из близкого окружения семьи. Обратиться к специалисту необходимо, если малыш:
- на первом году жизни молчит или произносит однотипные звуки;
- не показывает реакции на обращенные слова в 1 год;
- демонстрирует слабые попытки повторить услышанное слово в полтора года;
- в полтора-два года не может показать названный взрослыми предмет;
- в 2 года не говорит ни одного слова;
- в 2,5-3 года не строит простых фраз (дай яблоко, хочу пить);
- в 3 года повторяет готовые фразы из мультфильмов или книжек, но самостоятельной речи нет;
- использует жесты и мимику взамен речи.
Такие временные рамки являются ориентировочными, поскольку некоторые малыши взрослеют чуть медленнее сверстников. Тем не менее, при появлении даже неявных симптомов задержки психоречевого развития у детей стоит обратиться за профессиональной помощью.
Диагностика ЗПРР
Диагностика включает комплексное обследование группой специалистов для выявления всех особенностей детей с задержкой речевого развития. В нее обязательно входит педиатр, детский невролог, ЛОР, логопед и по ситуации детский психолог.
Педиатр анализирует возрастное развитие, возможные отклонения, наличие соматических заболеваний. Невролог может назначить такие обследования, как ЭЭГ, УЗДГ артерий головы, ЭхоЭГ.
ЛОР-врач оценивает остроту слуха, определяет наличие аденоидных вегетаций. Логопед исследует состояние речевого аппарата, формирование ориентировочных реакций, возможности вербальной и невербальной (бессловесной) коммуникации. Психолог при помощи тестов (шкалы Гриффитс, Бейли) изучает психомоторное развитие.
Суммирует исследование детский невролог, выделяя основную причину и назначая лечение ведущего расстройства, вызвавшего ЗППР у детей.
Лечение задержки речевого развития у детей (коррекционно-развивающая работа)
Для успешной коррекции патологии нужны не только медицинские мероприятия, но и планомерная развивающая работа со стороны педагогов и родителей.
По ситуации используются такие медицинские методы воздействия:
- медикаментозная коррекция – ноотропы, средства для улучшения обменных процессов в мозговой ткани, витаминно-минеральные комплексы;
- массаж, общий и логопедический;
- физиотерапия, магнитотерапия;
- электроакупунктура – воздействие электрическим током на рефлексогенные зоны;
- занятия на аппарате ЛОГО БОС.
Детский психолог помогает развивать познавательные процессы, мелкую моторику. Для этого предлагаются пальчиковые игры, лепка, аппликации. Логопед работает над четким произношением, предлагает игры типа логопедического лото.
Крайне важно создать вокруг ребенка благоприятную обстановку: внятно и разборчиво называть каждый предмет или действие, которое попадает в поле зрения малыша, поощрять любые попытки говорить, создавать ситуации, в которых речь необходима.
Полезно, чтобы в доме в качестве фона звучали сказки, произносимые диктором с поставленной речью и правильными интонациями.
Нужно понимать, что ЗПРР лечится только комплексно, при обязательном содействии всех членов семьи, проживающих с ребенком. Если родители обеспечивают нужные мероприятия, а бабушка продолжает сюсюкать с малышом и предугадывать его просьбы, результата не будет. Очень важно, чтобы каждый из взрослых осознал ответственность и предпринял все необходимые меры для успешной коррекции речи ребенка.
Осложнения задержки речевого развития у детей
Речь является основой развития интеллекта и формирования социальных навыков. Чем дольше ребенок не общается полноценно со взрослыми и со сверстниками, тем сильнее будут со временем проявляться элементы отставания. Со временем проблемы с речью приводят к выраженной сложности в обучении, трудностям с чтением, письмом, восприятием нового.
Экспертное мнение врача
Огромное, даже решающее значение в коррекции различных речевых нарушений в детском возрасте имеет своевременная диагностика: чем раньше начнется терапевтический комплекс, тем быстрее малыш заговорит, как нужно. Не стоит откладывать в долгий ящик визит к специалистам, если ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или имеются явные симптомы ЗПРР. Вполне возможно, что отсутствие или неполное формирование речевых функций – индивидуальная особенность малыша, которая со временем исчезнет самостоятельно. Однако лучше перестраховаться и получить профессиональную консультацию логопедов и неврологов. В дальнейшем упущенное время вернуть уже не получится, а коррекция, если она все же потребуется, будет более длительной и сложной.
Профилактика и прогноз при задержке речевого развития у детей
Профилактика начинается со здорового образа жизни родителей. Необходимо посещать детского невролога при проявлениях минимальной мозговой дисфункции до 1 года, если малыш плохо спит по ночам и чрезмерно беспокоен. В 2,5 года желательно получить консультацию логопеда, который объективно оценивает уровень речевого развития.
Если уделить достаточное внимание коррекционным мероприятиям, задержка развития речи успешно устраняется, и в дальнейшем ребенок ничем не отличается от сверстников. Важно помнить, что, чем раньше начнется работа, тем быстрее будет достигнут результат.
Коллектив специалистов детского отделения «СМ-Клиника» в Москве поможет родителям разобраться в том, имеется ли у их ребенка задержка развития речи, подскажет направление лечения ЗПРР и приемы коррекционных мероприятий. Слаженная работа врачей, психологов и дефектологов помогает добиться видимых результатов. Обращайтесь к профессионалам, чтобы ваш малыш говорил красиво и четко!
Вопрос-ответ
Как понять, ЗПРР у ребенка или аутизм?
Разобраться в этом вопросе могут только специалисты. Родителям нужно обратить внимание на такие моменты поведения малыша, как агрессия при тактильных контактах, немотивированные истерики, отсутствие интереса к другим детям, игры с неподходящими предметами, пониженное чувство опасности, отказ смотреть при разговоре прямо в глаза.
Да, постоянное использование соски после 2–3 лет нарушает развитие зубочелюстной системы, что в свою очередь негативно влияет на функции артикуляционного аппарата. Риск того, что у ребенка будут какие-либо нарушения разговорной речи, многократно возрастает, поэтому стоит прислушаться к мнению своего врача.
в соответствии с рекомендациями Минздрава