Коррекция нарушений письменной речи
Коррекция нарушений письменной речи – комплекс психолого-логопедических и педагогических мероприятий, направленный на становление необходимых навыков письма и чтения у детей дошкольного и школьного возраста.
Специалисты детского отделения «СМ-Клиника» используют в работе современные методики компенсации различных нарушений, необходимые для всестороннего развития речевого аппарата и мелкой моторики рук.
Виды нарушений письменной речи
Навыками чтения и письма дети в основном овладевают к поступлению в первый класс.
Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
В зависимости от того, какие функции не работают, у детей выделяют 5 форм дисграфии:
- артикуляторно-акустическую, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
- акустическую, связанную с нарушением фонемного распознавания;
- дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
- аграмматическиую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматического строя речи;
- оптическую, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Наряду с чистыми формами дисграфии, часто встречаются смешанные формы.
В большинстве случаев, когда говорят о коррекции нарушений письменной речи у младших школьников, подразумевают именно терапию дисграфии, которая в последние годы встречается все чаще.
Причины нарушений письменной речи
Существует две группы факторов, способных так или иначе привести к различным расстройствам не только письменной, но и устной речи: биологические и социально-психологические. К биологическим относятся:
- травмы, полученные при родах и в неонатальный период;
- перенесенные во время внутриутробного развития инфекционные заболевания;
- наследственность;
- воздействие на плод вредных веществ (никотина, алкоголя), сильнодействующих лекарственных препаратов, химикатов;
- недоношенность;
- воспалительные процессы, затрагивающие головной мозг, центральную нервную систему;
- тяжелые соматические патологии, требующие длительного лечения и использования большого количества медикаментов.
В число социально-психологических причин входят:
- педагогическая запущенность;
- слишком раннее или позднее начало обучения;
- большая физическая и умственная нагрузка на ребенка;
- дефицит речевого общения;
- нестабильная психологическая обстановка в окружении малыша.
Достаточно часто различные нарушения письменных навыков наблюдаются у детей, которые растут в семьях, разговаривающих на двух или более языках. Такое явление называется билингвизмом и напрямую влияет на формирование как устной, так и письменной речи дошкольников.
Коррекция письменной речи у школьников
Профилактика и коррекция нарушений письменной речи у детей – целая группа логопедических, психологических и педагогических мероприятий, направленных на устранение проблем с овладением письменных навыков при условии, что у ребенка нет нарушений интеллектуальных способностей.
В зависимости от выраженности и характера расстройства письма специалисты детского отделения «СМ-Клиника» разрабатывают индивидуальную схему терапии для каждого малыша, учитывающую не только умственные, но и физические особенности ребенка, условия его развития и проживания, возраст и другие личные параметры. В комплекс коррекции могут входить:
- упражнения на развитие и улучшение зрительно-пространственного восприятия;
- занятия по совершенствованию языкового синтеза;
- увеличение словарного запаса;
- упражнения на формирование связности речевых устных и письменных конструкций;
- проработка навыков письма;
- тренировка мелкой моторики;
- устранение проблем с артикуляционным аппаратом;
- практикумы на улучшение внимания, памяти, способности концентрироваться.
Используя различные подходы, компьютерные технологии и наглядные материалы, логопеды и психологи детского отделения «СМ-Клиника» воздействуют на произношение и фонематическое восприятие, учат малышей анализировать речь, выделяя структурные компоненты на слух, развивают навыки графомоторной координации, помогают освоить чтение и улучшить качество письма.
Большую роль в коррекционной работе играют родители и ближайшее окружение ребенка. Взрослым необходимо контролировать систематичность занятий со специалистами, не пропускать визиты в клинику, достаточно внимания уделять домашним упражнениям. Наши логопеды также рекомендуют родителям следить за своей речью, не употреблять при ребенке жаргонных и сленговых выражений, сокращений, уменьшительно-ласкательных форм, не искажать произношение отдельных слов и всегда исправлять речь малыша.
Записаться на первую консультацию в детское отделение «СМ-Клиника», узнать больше о видах письменных нарушений и способах их коррекции можно по телефону или на сайте с помощью онлайн-формы для заявки. Просто оставьте свои данные, укажите телефон, и наши сотрудники свяжутся с вами в указанное время.
Симптомы нарушений письменной речи
Родителям стоит подумать о логопедическом обследовании в детском отделении «СМ-Клиника», если ребенок:
- допускает одни и те же ошибки при письме;
- неправильно разделяет слова на слоги;
- путает, пропускает, смешивает буквы и звуки;
- имеет проблемы с логической последовательностью письма;
- заменяет при написании одни символы другими, схожими по звучанию или графически;
- добавляет несуществующие элементы к буквам;
- постоянно пишет буквами разной высоты, размера и регистра, слезая за линейку тетради.
Малыши с расстройствами письменной речи с трудом овладевают навыками, пишут очень медленно, не понимают структуру языка и механизм формирования взаимосвязи отдельных членов в предложении. Им тяжело даются текстовые задания, и младшие школьники стараются не делать уроки по письменным предметам, откладывая их выполнение на последний момент. Иногда нарушения письма сопровождаются другими расстройствами высшей психической деятельности (дислексией, алалией) или неврологическими симптомами (тиками, синдромом навязчивых движений).
Диагностика письменных нарушений у детей
Комплекс обследований при проблемах с письменной речью у детей включает:
- офтальмологический и неврологический осмотр;
- консультацию отоларинголога или сурдолога;
- осмотр психолога или психиатра;
- сбор детального анамнеза, включая внутриутробный период развития.
Логопед для подбора оптимального типа занятий по коррекции письменной речи проводит:
- анализ почерка и письменных работ ребенка;
- оценку уровня владения устной речью и объема словарного запаса;
- выявление особенностей строения и работы артикуляционного аппарата;
- анализ произношения и воспроизведения звуков, разделения фонем.
При наличии медицинских показаний в обследование могут входить инструментальные методы диагностики, а также осмотры другими узкими специалистами в соответствии с имеющимися заболеваниями.
Цены на коррекцию нарушений письменной речи
Наименование услуги | Цена |
---|---|
Консультация логопеда первичная диагностическая (продолжительность до 60 мин)
|
2 800 руб.
|
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин)
|
2 500 руб.
|
Логопедическое индивидуальное занятие (30 мин)
|
2 200 руб.
|
С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону +7 (495) 432-51-25
* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (495) 432-51-25.
Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.
Наши специалисты
в соответствии с рекомендациями Минздрава