Логопедическое занятие при аутизме и РАС
Расстройства аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, а так же ограниченными, повторяющимися моделями поведения. Как правило, состояние сопровождается резким сужением круга интересов, отсутствием понимания эмоций окружающих, речевыми расстройствами и нередко повторяющимися действиями. Это приводит к выраженным нарушениям социализации. Логопеды-дефектологи детского отделения «СМ-Клиника» проводят занятия для детей с аутизмом и РАС, направленные на коррекцию речевых расстройств. Мы используем классические и современные методики и эффективно дополняем медикаментозное лечение и работу со специалистами другого профиля.
Какие нарушения речи сопровождают РАС
Расстройства аутического спектра, как правило, проявляются в возрасте до 3 лет. В большинстве случаев именно логопед является первым специалистом, к которому обращаются родители в связи с заметными расстройствами развития речи. В зависимости от степени тяжести расстройства, у ребенка могут наблюдаться следующие проблемы:
- мутизм: отсутствие какой бы то ни было речи;
- позднее начало активного говорения;
- эхолалии: бездумное повторение последних услышанных слов или фраз вместо осознанного ответа;
- неспособность вести осознанный диалог;
- дословное воспроизведение услышанных фраз, предложений, в том числе большого объема текста без понимания смысла;
- общение на своем языке (автономность речи);
- неумение согласовывать слова в предложении между собой, трудности с постановкой ударений, интонированием, эмоциональной окраской речи, использованием дополнительных слов и т.п.
Задача логопеда заключается не только в подробной диагностике, направленной на выявление проблем, но и в определении природы нарушений, т.е. в данном случае, расстройства аутистического спектра. Затем к диагностике подключаются другие специалисты: неврологи, психологи, психиатры, педиатры. Ребенок проходит полное обследование, необходимое для постановки диагноза и назначения комплексного лечения и коррекции.
Общие принципы логопедических занятий с детьми с аутизмом и РАС
Расстройства аутического спектра требуют длительной, практически постоянной работы. Важно, чтобы занятия строились по следующим принципам:
- систематичность и последовательность;
- постоянное взаимодействие родителей и специалистов различного профиля (логопеды, психологи, врачи);
- обязательный эмоциональный контакт с пациентом;
- отсутствие отвлекающих элементов в помещении, где проводятся занятия;
- коррекция содержания и графика занятий при необходимости;
- обязательный перенос навыков в повседневную жизнь.
Логопеды-дефектологи детского отделения «СМ-Клиника» ведут работу с такими пациентами деликатно и обстоятельно. Мы проводим тщательную предварительную диагностику, создаем максимально комфортную обстановку для малыша, обучаем родителей упражнениям для домашних тренировок. Это позволяет нам добиваться значительных успехов. Расстройства аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, а так же ограниченными, повторяющимися моделями поведения. Как правило, состояние сопровождается резким сужением круга интересов, отсутствием понимания эмоций окружающих, речевыми расстройствами и нередко повторяющимися действиями. Это приводит к выраженным нарушениям социализации. Логопеды-дефектологи детского отделения «СМ-Клиника» проводят занятия для детей с аутизмом и РАС, направленные на коррекцию речевых расстройств. Мы используем классические и современные методики и эффективно дополняем медикаментозное лечение и работу со специалистами другого профиля.
Основные этапы логопедической работы при аутизме и РАС у детей
Современные методики проведения логопедических занятий с детьми, страдающими аутизмом и РАС, предполагают синхронную работу нескольких специалистов. В коррекции принимают участие логопеды, психологи, педагоги, а также родители или опекуны ребенка. Работа ведется не только в условиях клиники, но и дома. Только в этом случае удается добиться значимых результатов. Коррекция включает несколько этапов.
Предварительный этап обучения
Полноценное проведение логопедических занятий при РАС возможно только после установления эмоционального контакта с ребенком. Учитывая специфику нарушения, это бывает непросто. Как правило, работа ведется совместно с психологом и родителями маленького пациента. По мере включения его во взаимодействие, к занятию присоединяется логопед. Сначала он просто наблюдает за работой, а затем постепенно присоединяется к ней.
Этап формирования первичных учебных навыков
Психолог и логопед обучают ребенка навыкам взаимодействия со взрослыми. Речь идет именно об учебных нюансах: работа за столом, использование учебных пособий и материалов, выполнение конкретных заданий, начиная с простых просьб. Занятия проводятся в игровой форме, без принуждения и с учетом интересов маленького пациента.
Этап обучения пониманию речи
Логопед анализирует способность ребенка воспринимать обращенную к нему речь. Подробное обследование позволяет выявить наиболее проблемные моменты и по возможности устранить их. Важно, чтобы навыки понимания закрепились и использовались не только на занятиях со специалистами, но и в повседневной жизни. Упражнения проводятся с использованием наглядных материалов (игрушек, карточек).
Этап обучения экспрессивной речи
Переход к этому этапу возможен только после отработки навыков понимания и выполнения простейших заданий («дай», «покажи», «выбери» и т.п.). Ребенка учат подражать звукам, выполнять простейшие артикуляционные элементы. Отработка звукопроизношения оттачивается до автоматизма, после чего переходят к слогам и словам.
Если у ребенка отмечаются трудности с выговариванием, в структуру занятия включают логопедический массаж и артикуляционную гимнастику. На начальном этапе требуется сформировать навык простейшего общения, чтобы малыш мог обозначить свои потребности и попросить о чем-то, выразить согласие и несогласие. При относительно легкой степени расстройства логопед продолжает расширять возможности общения, при более тяжелой – ограничивается базовыми навыками. Все зависит от индивидуальных особенностей маленького пациента.
Этап обучения чтению
Этот этап возможен не у каждого пациента. Если степень тяжести расстройства и индивидуальные особенности психики позволяют, после формирования базовых речевых навыков переходят к обучению чтению: сначала по буквам, затем по слогам и, наконец, глобальное восприятие текста.
Цены на логопедическое занятие при аутизме и РАС
Наименование услуги | Цена |
---|---|
Консультация логопеда первичная диагностическая (продолжительность до 60 мин)
|
2 800 руб.
|
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин)
|
2 500 руб.
|
Логопедическое индивидуальное занятие (30 мин)
|
2 200 руб.
|
Занятие с использованием «Умного зеркала»
|
2 500 руб.
|
С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону +7 (495) 432-51-25
* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (495) 432-51-25.
Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.
Наши специалисты
в соответствии с рекомендациями Минздрава