Речевое развитие ребенка
Речь – это одна из способностей, которая отличает человека от животных. Способность осознанно разговаривать и воспринимать слова является врожденной, однако этот навык формируется не сразу, а постепенно, по мере взросления. Если в процессе у малыша возникли какие-либо нарушения: психологические, органические или неврологические – процесс может затормозиться, остановиться или даже обратиться вспять.
Опытные специалисты медицинского центра «СМ-Клиника» в Москве работают с детьми, у которых возникли различные нарушения развития речи. Комплексные методы диагностики позволяют выявить причину заболевания, а индивидуально подобранная программа терапии позволит значительно улучшить ситуацию вплоть до полноценного восстановления речевых функций.
Факторы, от которых зависит развитие детской речи
Человеческий организм сложен и многогранен. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Один начинает активно беседовать уже после двух-двух с половиной лет, другой разбирается с наукой разговора только после трех. Тем не менее, есть общие факторы, которые влияют на скорость становления речи:
- анатомическое строение органов, отвечающих за процесс произношения звуков: ротовая полость, гортань, голосовые связки, пазухи носа, дыхательная система;
- особенности физиологии: важно, чтобы все органы работали слаженно;
- эмоциональные факторы: обстановка в семье, отношение родителей и близких родственников, конфликты и т.п.;
- социальные факторы: общение ребенка сначала с членами семьи, а потом и со сверстниками играет огромную роль в становлении речи.
Виды речи у детей
Специалисты выделяют два основных вида детской речи:
- активная: это слова, которые ребенок произносит сам и регулярно использует в повседневной жизни;
- пассивная: включает в себя слова и понятия, которые ребенок знает и понимает, но не может произнести ввиду сложности.
Важно уделять внимание формированию обоих типов речи, поскольку пассивный словарный запас по мере развития речевого аппарата постепенно переходит в активный.
Как правильно формировать речь
Скорость развития речи у ребенка во многом зависит от стараний его родителей и родственников. Универсальных методик не существует, как не бывает двух одинаковых по характеру детей, но, если придерживаться базовых правил, здоровый малыш заговорит своевременно.
В первые месяцы жизни общение будет односторонним. Родители должны максимально показать свою заинтересованность в любых попытках малыша пообщаться с ними. Улыбки, жесты, гуление, звукоподражание должны замечаться и поощряться. По мере развития речи расширяется и общение с родителями. С ребенком нужно разговаривать, общаться на понятном для него языке, но при этом без излишнего сюсюкания или намеренного искажения слов. Разговоры должны продолжаться и во время посещения детского сада, поскольку именно общение с членами семьи во многом определяет темп развития. Регулярное чтение книг помогает укрепить пассивную речь, сформировать речевой запас.
Одновременно можно и нужно стимулировать речевые навыки за счет развития нервной системы. В раннем возрасте хороший эффект дает стимуляция всех органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Новые впечатления будут способствовать укреплению нейронных связей. Похожий эффект дают занятия по развитию крупной (в раннем возрасте) и мелкой моторики. Гимнастика, пальчиковые игры, возня с крупой и бусинами, рисование и лепка опосредованно влияют на развитие речевых навыков. Помимо специальных занятий, необходимо по мере взросления формировать самостоятельность, обучая ребенка простейшим навыкам (самостоятельный прием пищи, питье, одевание и раздевание и т.п.).
Не стоит забывать и про специальные мероприятия, направленные на стимуляцию развития речи:
- повторение, подражание, специальные потешки в раннем возрасте;
- игры и занятия, побуждающие малыша говорить (покажи, назови и т.п.);
- чтение стихов с последующим договариванием;
- упражнения на артикуляцию;
- сюжетно-ролевые игры, соответствующие возрасту и вкусам малыша и т.п.
Впрочем, даже в подобных упражнениях важно знать меру. Если ребенок будет регулярно переутомляться, это может привести к обратному результату вплоть до осознанного блока любого общения. Во всем важна мера.
Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет
Зачатки будущей речи закладываются уже в первые дни жизни малыша. Сначала он просто пытается дать понять взрослым, что ему некомфортно или хочется есть, затем реагирует на обращенные к нему слова и фразы. В этом процессе можно выделить несколько важных этапов:
- крик: единственная форма общения в первые 2 месяца жизни;
- гуление: ребенок произносит первые гласные звуки и одновременно начинает понимать обращенные к нему слова;
- лепет: появляется в возрасте 3-6 месяцев; ребенок начинает использовать интонации; как правило, к полугоду появляются первые относительно четкие слоги;
- слоги складываются в комбинации, чаще составленные из одинаковых элементов («мамама», «бабаба»);
- подражание звукам: формируется к 9-11 месяцам, когда малыш пытается копировать речь взрослых; одновременно появляется отклик на собственное имя, реакция на простейшие слова, например, «нет», «нельзя».
Примерно к году большинство детей говорят первые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа» и т.п. В это же время начинается еще более осознанная коммуникация, например, повороты головы, чтобы продемонстрировать отрицание, приветственные и прощальные жесты.
К полутора годам речевое развитие ребенка стремительно ускоряется. Процессы восприятия и говорения идут параллельно. Малыш начинает выполнять простейшие инструкции, а его словарный запас обогащается. Зачастую, это не столько полноценные слова, сколько сочетания звуков, но каждое из них означает конкретный предмет или действие («ав-ав» - «собака» и т.п.).
Примерно к трем годам малыш начинает составлять из слов короткие предложения, знает цвета и простейшие понятия («большой-маленький», «высокий-низкий» и т.п.). Речь еще не вполне четкая, но родители вполне могут понять, что пытается объяснить маленький человечек.
Эти сроки условны. Неврологи и логопеды допускают отклонения от указанных временных рамок, но при значительном отставании требуется медицинское обследование и, возможно, помощь специалиста.
Когда нужно обратиться к логопеду
Задержки речевого развития у детей – это не редкость. Родителям важно знать основные признаки нарушений. Появление любого из них требует обращения к специалисту. Критичными критериями неблагополучия являются:
- отсутствие простейших понятных слов в возрасте 1,5-2,5 года; даже если ребенок активно лопочет «на своем языке», но при этом не произносит даже «мама», «баба» и т.п., требуется консультация логопеда;
- отсутствие речи или крайне бедный словарный запас к 2,5 годам (10 или менее слов в арсенале);
- постоянное смягчение звуков («кися», «лядошки» и т.п.), перестановка слогов или их пропуск в большинстве слов;
- обратное развитие (регресс) уже полученных речевых навыков.
Развитие речи – это сложный и длительный процесс, который продолжается годами. Если у Вас возникло подозрение, что что-то идет не так, не стоит откладывать визит к специалисту. Лучше услышать об отсутствии проблем, чем пропустить самое начало каких-либо патологических процессов.
Врачи и логопеды детского отделения «СМ-Клиника» в Москве приглашают пройти диагностику речевого развития ребенка. Если у малыша будут выявлены какие-либо затруднения, к Вашим услугам огромный опыт наших специалистов, классические методики и авторские разработки, направленные на формирование необходимых навыков. Врачи не только назначат необходимые процедуры и упражнения, но и проинструктируют родителей по поводу домашних занятий. При наличии показаний к гимнастике и играм будут добавлены медикаментозные средства.
Мы поможем ребенку начать активно общаться!
Видео по теме
Цены на речевое развитие
Наименование услуги | Цена |
---|---|
Консультация логопеда первичная диагностическая (продолжительность до 60 мин)
|
2 800 руб.
|
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин)
|
2 500 руб.
|
Логопедическое индивидуальное занятие (30 мин)
|
2 200 руб.
|
Занятие с использованием «Умного зеркала»
|
2 500 руб.
|
С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону +7 (495) 432-51-25
* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (495) 432-51-25.
Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.
Наши специалисты
в соответствии с рекомендациями Минздрава