Речевое развитие ребенка

Речь – это одна из способностей, которая отличает человека от животных. Способность осознанно разговаривать и воспринимать слова является врожденной, однако этот навык формируется не сразу, а постепенно, по мере взросления. Если в процессе у малыша возникли какие-либо нарушения: психологические, органические или неврологические – процесс может затормозиться, остановиться или даже обратиться вспять.

Опытные специалисты медицинского центра «СМ-Клиника» в Москве работают с детьми, у которых возникли различные нарушения развития речи. Комплексные методы диагностики позволяют выявить причину заболевания, а индивидуально подобранная программа терапии позволит значительно улучшить ситуацию вплоть до полноценного восстановления речевых функций.

Первичный приём
2 800
О здоровье вашего ребенка заботится 16 детских логопедов-дефектологов

Факторы, от которых зависит развитие детской речи

Человеческий организм сложен и многогранен. Каждый ребенок развивается в своем темпе. Один начинает активно беседовать уже после двух-двух с половиной лет, другой разбирается с наукой разговора только после трех. Тем не менее, есть общие факторы, которые влияют на скорость становления речи:

  • анатомическое строение органов, отвечающих за процесс произношения звуков: ротовая полость, гортань, голосовые связки, пазухи носа, дыхательная система;
  • особенности физиологии: важно, чтобы все органы работали слаженно;
  • эмоциональные факторы: обстановка в семье, отношение родителей и близких родственников, конфликты и т.п.;
  • социальные факторы: общение ребенка сначала с членами семьи, а потом и со сверстниками играет огромную роль в становлении речи.

Виды речи у детей

Специалисты выделяют два основных вида детской речи:

  • активная: это слова, которые ребенок произносит сам и регулярно использует в повседневной жизни;
  • пассивная: включает в себя слова и понятия, которые ребенок знает и понимает, но не может произнести ввиду сложности.

Важно уделять внимание формированию обоих типов речи, поскольку пассивный словарный запас по мере развития речевого аппарата постепенно переходит в активный.

Как правильно формировать речь

Скорость развития речи у ребенка во многом зависит от стараний его родителей и родственников. Универсальных методик не существует, как не бывает двух одинаковых по характеру детей, но, если придерживаться базовых правил, здоровый малыш заговорит своевременно.

В первые месяцы жизни общение будет односторонним. Родители должны максимально показать свою заинтересованность в любых попытках малыша пообщаться с ними. Улыбки, жесты, гуление, звукоподражание должны замечаться и поощряться. По мере развития речи расширяется и общение с родителями. С ребенком нужно разговаривать, общаться на понятном для него языке, но при этом без излишнего сюсюкания или намеренного искажения слов. Разговоры должны продолжаться и во время посещения детского сада, поскольку именно общение с членами семьи во многом определяет темп развития. Регулярное чтение книг помогает укрепить пассивную речь, сформировать речевой запас.

Одновременно можно и нужно стимулировать речевые навыки за счет развития нервной системы. В раннем возрасте хороший эффект дает стимуляция всех органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Новые впечатления будут способствовать укреплению нейронных связей. Похожий эффект дают занятия по развитию крупной (в раннем возрасте) и мелкой моторики. Гимнастика, пальчиковые игры, возня с крупой и бусинами, рисование и лепка опосредованно влияют на развитие речевых навыков. Помимо специальных занятий, необходимо по мере взросления формировать самостоятельность, обучая ребенка простейшим навыкам (самостоятельный прием пищи, питье, одевание и раздевание и т.п.).

Не стоит забывать и про специальные мероприятия, направленные на стимуляцию развития речи:

  • повторение, подражание, специальные потешки в раннем возрасте;
  • игры и занятия, побуждающие малыша говорить (покажи, назови и т.п.);
  • чтение стихов с последующим договариванием;
  • упражнения на артикуляцию;
  • сюжетно-ролевые игры, соответствующие возрасту и вкусам малыша и т.п.

Впрочем, даже в подобных упражнениях важно знать меру. Если ребенок будет регулярно переутомляться, это может привести к обратному результату вплоть до осознанного блока любого общения. Во всем важна мера.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Зачатки будущей речи закладываются уже в первые дни жизни малыша. Сначала он просто пытается дать понять взрослым, что ему некомфортно или хочется есть, затем реагирует на обращенные к нему слова и фразы. В этом процессе можно выделить несколько важных этапов:

  • крик: единственная форма общения в первые 2 месяца жизни;
  • гуление: ребенок произносит первые гласные звуки и одновременно начинает понимать обращенные к нему слова;
  • лепет: появляется в возрасте 3-6 месяцев; ребенок начинает использовать интонации; как правило, к полугоду появляются первые относительно четкие слоги;
  • слоги складываются в комбинации, чаще составленные из одинаковых элементов («мамама», «бабаба»);
  • подражание звукам: формируется к 9-11 месяцам, когда малыш пытается копировать речь взрослых; одновременно появляется отклик на собственное имя, реакция на простейшие слова, например, «нет», «нельзя».

Примерно к году большинство детей говорят первые слова, состоящие из двух одинаковых слогов: «мама», «папа» и т.п. В это же время начинается еще более осознанная коммуникация, например, повороты головы, чтобы продемонстрировать отрицание, приветственные и прощальные жесты.

К полутора годам речевое развитие ребенка стремительно ускоряется. Процессы восприятия и говорения идут параллельно. Малыш начинает выполнять простейшие инструкции, а его словарный запас обогащается. Зачастую, это не столько полноценные слова, сколько сочетания звуков, но каждое из них означает конкретный предмет или действие («ав-ав» - «собака» и т.п.).

Примерно к трем годам малыш начинает составлять из слов короткие предложения, знает цвета и простейшие понятия («большой-маленький», «высокий-низкий» и т.п.). Речь еще не вполне четкая, но родители вполне могут понять, что пытается объяснить маленький человечек.

Эти сроки условны. Неврологи и логопеды допускают отклонения от указанных временных рамок, но при значительном отставании требуется медицинское обследование и, возможно, помощь специалиста.

Когда нужно обратиться к логопеду

Задержки речевого развития у детей – это не редкость. Родителям важно знать основные признаки нарушений. Появление любого из них требует обращения к специалисту. Критичными критериями неблагополучия являются:

  • отсутствие простейших понятных слов в возрасте 1,5-2,5 года; даже если ребенок активно лопочет «на своем языке», но при этом не произносит даже «мама», «баба» и т.п., требуется консультация логопеда;
  • отсутствие речи или крайне бедный словарный запас к 2,5 годам (10 или менее слов в арсенале);
  • постоянное смягчение звуков («кися», «лядошки» и т.п.), перестановка слогов или их пропуск в большинстве слов;
  • обратное развитие (регресс) уже полученных речевых навыков.

Развитие речи – это сложный и длительный процесс, который продолжается годами. Если у Вас возникло подозрение, что что-то идет не так, не стоит откладывать визит к специалисту. Лучше услышать об отсутствии проблем, чем пропустить самое начало каких-либо патологических процессов.

Врачи и логопеды детского отделения «СМ-Клиника» в Москве приглашают пройти диагностику речевого развития ребенка. Если у малыша будут выявлены какие-либо затруднения, к Вашим услугам огромный опыт наших специалистов, классические методики и авторские разработки, направленные на формирование необходимых навыков. Врачи не только назначат необходимые процедуры и упражнения, но и проинструктируют родителей по поводу домашних занятий. При наличии показаний к гимнастике и играм будут добавлены медикаментозные средства.

Мы поможем ребенку начать активно общаться!

Видео по теме

Цены на речевое развитие

Наименование услуги Цена
Консультация логопеда первичная диагностическая (продолжительность до 60 мин)
2 800 руб.
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин)
2 500 руб.
Логопедическое индивидуальное занятие (30 мин)
2 200 руб.
Занятие с использованием «Умного зеркала»
2 500 руб.

С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону +7 (495) 432-51-25

* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (495) 432-51-25.

Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.

Наши специалисты

Записаться на прием
поля, отмеченные * необходимы к заполнению
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту.
Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсутствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
Лицензии
Мы осуществляем деятельность на основании медицинских лицензий
в соответствии с рекомендациями Минздрава