Развитие мелкой моторики у детей
«Идет коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ладушки» – забавные игры-потешки знают все с самого раннего детства. Их воспринимают, как игровой процесс, хотя по сути они являются ничем иным, как элементарным способом развития мелкой моторики у детей, которая играет огромную роль в дошкольном воспитании и подготовке к дальнейшему обучению.
Специалисты детского отделения «СМ-Клиника» приглашают жителей и гостей Москвы на комплексные занятия на развитие мелкой моторикидлядетей и родителей, начиная с 6-месячного возраста малыша. Терапия проводится в соответствии с современными рекомендациями с использованием безопасных наглядных материалов и методик при участии логопедов, детских психологов.
Под термином «мелкая моторика» понимают точные движения пальцев, запястий, кистей рук, а также пальцев и ступней ног. По сути – это правильным образом координированная работа нескольких составляющих: мышц, костных структур, зрения и головного мозга.
Доказано, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на формирование речевых функций, внимания, становление памяти, образного мышления и других проявлений высшей психической деятельности человека.
Этапы развития моторики у малышей
Сразу после рождения и на протяжении первых двух месяцев жизни движения младенца подчиняются только безусловным рефлексам. Наиболее выраженным из них и знакомым всем новоявленным родителям является хватательный рефлекс, когда малыш непроизвольно сжимает кулачок при прикосновении к ладони или попадании в руку предметов.
В возрасте от 2 до 6 месяцев начинают вырабатываться первые навыки двигательной координации, которая во многом зависит от зрения: ребенок совершает движения пальцами и руками, пытается тянуться вперед, когда некий объект оказывается в пределах видимости.
От 6 месяцев до года работа мышц, костей и зрительного аппарата совершенствуется, малыш начинает различать формы, размеры и цвета объектов, учится сидеть и даже пытается ходить, что становится резким толчком к развитию тонкой моторики. Ребенок осваивает пинцетный (тремя пальцами), а потом и щипковый (указательным и большим пальцем) захват, сообщает взрослым о своих желаниях движениями рук, указанием пальцев, иногда выражает эмоции с помощью жестикуляции.
После года и примерно до 2-летнего возраста дети уже не просто неосознанно хватают предметы, они их берут и целенаправленно изучают: рассматривают, трогают, гладят и даже пробуют на зуб. Малыши начинают понимать, что некоторые объекты тяжелые, другие легкие, одни мягкие и теплые, а другие твердые и холодные, запоминают свои ощущения и учатся контролировать прилагаемые усилия. Именно в этот период идет активное формирование мелкой моторики, он является наиболее благоприятным для начала развивающих занятий.
С 2 до 5–5,5 лет у дошкольников вырабатываются навыки динамического захвата, когда ребенок уже не просто берет и удерживает руками предмет, но и оперирует им (лепит шарик из пластилина, разрезает бумагу ножницами, рисует, стучит мячом об пол и т.д.).
Каждый из этапов формирования моторики рук подчиняется своим законам и проходит по индивидуальной схеме, и родительской задачей становится своевременная помощь малышу в освоении новых навыков.
Роль мелкой моторики в развитии детей
Правильная координация и умение в полной мере владеть руками в целом благоприятно влияет на формирование повседневных навыков, высших психических функций и даже на становление личности ребенка.
Развитая мелкая моторика рук у детей способствует:
- хорошему воображению, визуальному и пространственному мышлению;
- планированию, когда малыш учится анализировать свои действия и оценивать возможные последствия оных, а также понимать, что ему понадобится для достижения нужного результата;
- развитию разговорной и письменной речи;
- формированию кратковременной и долговременной памяти.
Полноценным образом работающая тонкая моторика помогает ребенку обучаться терпению, усидчивости, концентрации на определенных задачах.
Методы развития мелкой моторики
В домашних условиях не всегда удается полноценно заниматься с ребенком, особенно, если у него имеются какие-либо расстройства высших психических функций (дислексия, дисграфия, дизартрия, аутизм, задержка психоречевого развития). У взрослых порой просто не хватает времени и необходимых знаний для правильной помощи в формировании моторики рук.
Врачи детского отделения «СМ-Клиника» работают по эффективным методикам, созданным специально для стимулирования развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного и школьного возраста, которые направлены на ускоренное созревание центральной нервной системы. В их число входят:
- пальчиковая гимнастика с использованием стихов, потешек, сказок, народных песен;
- массаж кистей, ладоней и пальцев;
- различные пальчиковые игры без предметов и со специальными атрибутами;
- лепка, работа со штампами;
- развитие тактильных ощущений с помощью определения предметов наощупь без визуального контроля;
- взаимодействие с природными материалами, предметами домашнего обихода, водой;
- рисование произвольное, по трафаретам, пунктирное;
- раскрашивание картинок;
- обучение владению письменными принадлежностями;
- игры с конструкторами, пазлами, бисером, другими мелкими предметами;
- вышивание;
- создание оригами;
- дидактические игры.
Наши врачи одновременно учат детей повседневным привычкам, которые пригодятся им в будущем: шнуровке, завязыванию и развязыванию узлов, нанизыванию бусин на веревку, складыванию башен и предметов один в другой, штриховке, вырезанию фигур и многому другому. Проводится также работа по становлению навыков правильного распределения мышечной нагрузки, чередованию силового напряжения и последующего расслабления, что благотворно сказывается на мышечном тонусе и координации.
В зависимости от особенностей физического и психического здоровья детей к коррекции мелкой моторики привлекаются неврологи, педиатры, психологи, логопеды и другие специалисты.
Мы уверены, что процесс формирования двигательных навыков рук и ног не должен являться чисто механической тренировкой, поэтому вовлекаем детей в настоящую творческую работу даже при выполнении простейших задач. Заинтересованность, увлеченность, осознанность ребенка помогают одновременно стимулировать как мелкую моторику, так и когнитивные функции ЦНС, то есть способность воспринимать, анализировать, запоминать и передавать полученную информацию.
Систематические правильные упражнения на владение руками являются отличным средством для повышения работоспособности головного мозга в целом, что положительно сказывается на формировании связной разговорной и письменной речи, внимания, памяти, умения мыслить логически и творчески. Занятия также помогают ребенку быстрее освоить навыки самообслуживания, приучают к самостоятельной постановке и решению задач, поиску верных умозаключений.
Звоните, записывайтесь на консультацию через сайт, чтобы получить квалифицированную психолого-педагогическую и логопедическую помощь в Москве, а также узнать больше о способах развития детей дошкольного и школьного возраста.
Цены на развитие мелкой моторики у детей
Наименование услуги | Цена |
---|---|
Консультация логопеда первичная диагностическая (продолжительность до 60 мин)
|
2 800 руб.
|
Консультация логопеда повторная (продолжительность 30 мин)
|
2 500 руб.
|
Логопедическое индивидуальное занятие (30 мин)
|
2 200 руб.
|
Занятие с использованием «Умного зеркала»
|
2 500 руб.
|
С полным прайс-листом можно ознакомиться в регистратуре или задать вопрос по телефону +7 (495) 432-51-25
* Администрация клиники принимает все меры по своевременному обновлению размещенного на сайте прайс-листа, однако во избежание возможных недоразумений, советуем уточнять стоимость услуг в регистратуре или в контакт-центре по телефону +7 (495) 432-51-25.
Размещенный прайс не является офертой. Медицинские услуги оказываются на основании договора.
Наши специалисты
в соответствии с рекомендациями Минздрава